«Народы, которые теснятся, мешаются друг с другом в сем вихре; суть: русские из всех областей империи от Якутска до Вильны, множество татар, чуваш, черемис, калмыки, бухарцы, греки, грузины, башкиры, армяне и персиане. Здесь видишь также индейцев астраханских колоний, поляков, немцев, французов и т.п.».
Лейб-медик Реман, французский путешественник, посетивший Макарьевскую ярмарку в 1804 году.
Автором представленного произведения является немецкий художник, работавший в Париже, Георг Эмануэль Опиц (1775-1841). Во времена победы Русской армии над Наполеоном он прославился своими работами, исполненными с натуры, на тему жизни французской столицы того периода, и, в частности, добился большого успеха и известности в серии акварелей «Казаки в Париже». За всю свою творческую жизнь художник исполнил всего три грандиозных монументальных полотна примерно одинакового размера, которые, безусловно, носили заказной характер – это:
1. «Макарьева ярмарка под Нижним Новгородом» (1815-1816), размером 183,5 × 254 см, выполненное, скорее всего, в качестве подарка российскому императору;
2. «Гуляние в парке Тюильри» (Музеи Мальмезона), размером 180 × 255 см, выполненное после 1819 года и подаренное королю Луи-Филиппу;
3. «Прибытие священного Ковра в Мекку», размером 165,5 × 253 см, выполненное после 1825 года, и подаренное правителем Ливана знаменитому военачальнику Османской империи Ибрагим-паше.
Картина уникальна тем, что, будучи написана художником на высоком профессиональном уровне, является практически единственным достоверным этнографическим материалом, на примере знаменитой Макарьевской ярмарки отображающим полно и разносторонне быт народов России первой четверти XIX века. А размер, детализация и изображение конкретных исторических персонажей позволяют отнести это полотно к числу редчайших произведений, имеющих высокую историко-художественную, культурную и безусловно музейную ценность.