XVII век
Сюжет иконы, называемый в монастырских описях «Сергиево видение», изображает чудесное посещение Богоматерью преподобного Сергия, которое описано в его житии, составленном в 1418 г. Епифанием Премудрым, учеником троицкого игумена. В нем рассказывается, как преподобному Сергию после вечерней молитвы явилась в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова Богородица, окруженная сиянием света «паче солнца». Увидев их, святой пал ниц. Богородица обещала не оставить монастырь и братию: «отныне неотлучна буду от обители твоей». Чудо было явлено незадолго до кончины подвижника, как свидетельствует предание, Рождественским постом, при келейнике Михее’.
Икона с таким сюжетом имелась над гробницей Сергия после перенесения мощей в 1422 г. в новый каменный Троицкий собор. Изображение, соответствующее повествованию в житии святого, известно с XV в., но тогда же возникает другой извод этой иконографии: преподобный стоя встречает Богородицу, а за его спиной представлен его преемник — игумен Никон. Такая иконография возникла под влиянием жития преподобного Никона, составленного Пахомием Сербом (Логофетом). Именно этот извод был использован в конце XVI в. при написании иконы на доске от деревянной раки преподобного Сергия.
Популярный сюжет получил распространение в произведениях иконописи, резьбы, шитья. Известно, что заказы на написание целых партий таких икон выполняли иконописцы Клементь-евской слободы, а также приписанного к лавре села Холуй. Многие иконы, в том числе датированные последней четвертью XVII в., воспроизводят композицию почитаемого образа с характерными деталями: московским «рублевским» изводом Святой Троицы, «наступающими» друг на друга стопами апостолов, а также расположенным под сегментом с изображением Святой Троицы наименованием сюжета: «Яви Святая Богородица со апостолами ко преподобному игумену Сергию»5.
Иконы «Сергиево видение» служили раздаточными образами Троице-Сергиевой лавры и расходились по всей Руси в качестве благословения преподобного Сергия. Особым почитанием такие иконы пользовались в среде русского монашества: финифтяный образ «Сергиево видение» по завету преподобного Серафима Саровского был положен ему в гроб при погребении. Небольшой иконкой благословила великая княгиня Елизавета Федоровна присутствующих в свое посещение лавры в 1912 г., оставив на обороте собственноручную подпись. Образ Евстафия Головкина, выполненный на крышке раки преподобного и вставленный в киот с двумя створками, получил вид складня-триптиха; эта святыня сопровождала русские войска во время многих кампаний.
В композиции иконы содержатся детали, позволяющие уточнить прочтение образа. Жесты обращены не только к Сергию и Никону — «насельникам» Града Божьего: обе группы предстоят в молении Святой Троице. На черноризцах выделен рисунок связанных на поясе крестом кожаных ремней парамана (наплечника), символизирующего монашеские обеты и следование по пути Спасителя. На престоле Святой Троицы стоят три потира — знаки жертвенной любви Христа, а сам престол выгнут в форме радуги, обозначающей союз и примирение Бога с новым человеком — преподобным, измененным действием Божественной любви и благодати.
Икона сделана изначально под оклад: мерцание басмы гармонично соединяется с цветовыми поверхностями, излучающими волны золотисто-розового света. Басменный золоченый оклад украшен цветочными стеблями с бутонами и цветами, символизирующими райское цветение. Стиль иконы архаичен, в нем сохранены черты монументальной годуновской школы, но пластичность, эмоциональное напряжение, индивидуальные характеристики образов свидетельствуют о художественной культуре середины XVII в. Преподобный Никон прижимает руку к груди, свидетельствуя сердцем свое присутствие во время «чудесного посещения».