Франция, Париж, литейщик М. Берну, 1881-1982 гг.
Зеркало овальное в бронзовом обрамлении, изображающем пышный занавес с бантами и кистями в верхних углах, наброшенный на прямоугольную раму, который поддерживают семь маленьких крылатых путти. Два путги раздвигают занавес по сторонам, три других поднимают его вверх, еще двое сидят на раме сверху, Зеркало установлено на четырех ножках в виде профилированных полуциркульных скоб, между которыми низ рамы оформлен декоративной рельефной порезкой из классических ов. В верхней планке рамы предусмотрены две петли для крепления зеркала к стене. Задняя сторона зеркала заделана массивной дубовой доской. Внизу справа на занавесе авторская подпись: g” DORE. На доске сзади номер синей масляной краской: G.6273.
История создания зеркала и последующей связи с российским императорским домом во многим обязана известному русскому художнику Алексею Петровичу Боголюбову (1824-1896), который долгие годы являлся доверенным лицом Александра II и Марии Федоровны в художественных вопросах.
Модель зеркала была впервые увидена Боголюбовым в парижской мастерской Гюстава Доре, вероятно, осенью 1881 года. Незадолго до того, перед своим отъездом из Петербурга летом того же года, Боголюбов получил от императрицы Марии Федоровны указание, чтобы он сообщил ей, если увидит в Париже «что-нибудь художественно могущее ей нравиться» (РГИА, Ф.544. Оп. 1. Д. 181. Л.99). Трудно сказать, выполнял ли Г. Доре модель зеркала для конкретного заказчика, или, как он уже практиковал, готовил его для показа на очередной международной выставке. Скорее всего, модель находилась еще в стадии разработки. Как и обещал, Боголюбов тут же сообщил о новом великолепном зеркале императрице Марии Федоровне. После чего, вероятно, уже в конце 1881 года, передал ей через великого князя Сергея Александровича, собиравшегося ехать в Петербург из Парижа, счет на зеркало и его фотографию. Можно предполагать, что фотография изображала зеркало еще в стадии работы, в мягком материале, так как отливка его из бронзы представляла собой существенные затраты. Перед отливкой зеркала, Доре должен был заручиться гарантиями покупки. Вскоре императрица распорядилась: «скажите Боголюбову, что зеркало мне понравилось и чтоб он его выслал» (РГИА. Ф.544. Оп.1, Д. 181. Л.98). Доверенным лицом со стороны Гюстава Доре выступал Адольф Гупиль (Adolphe Goupil, 1806- 1893), торговец художественными произведениями. Счет, составленный Гупилем, составил сумму в 5.000 французских франков, что по курсу валют того времени составляло 1968р. 50к. серебром. В середине января 1882 года готовое и тщательно упакованное зеркало (вес вместе с ящиками составлял 152 кг) было выслано из Парижа в Россию. Груз следовал поездом через Пруссию, и 26 января достиг российской границы в Вержболово, и по перегрузке из прусского вагона в русский и соблюдении установленных транзитных формальностей, сего же числа по большой скорости отправлен в С.-Петербургскую Сухопутную Таможно» (РГИА. Ф,544. Оп.1, Д.180. Л.34). 29 января зеркало прибыло в С.-Петербург, о чем своевременно был извещен личный секретарь Марии Федоровны – Федор Адольфович Оом (1826-1898). В свою очередь дом на следующий день 30 января распорядился отправить ящик с зеркалом из Петербургской таможни прямиком в Гатчинский дворец, в распоряжение камер-фрау императрицы Марии Петровны фон Флотов. Вместе с путевыми издержками и таможенным сбором стоимость зеркала составила 2.210 руб. серебром.
Тем временем Боголюбов в Париже был озабочен тем, чтобы не допустить бесконтрольного использования модели зеркала. С этой целью он, по его же словам, «пошел к художнику и просил его дать мне удостовериться, что более 3х экземпляров в свет выпущено не будет». Более того, в подтверждение этого, Гюстав Доре через Гупиля отправил письмо, в котором заверял императрицу, что только 3 экземпляра и оригинал будут выпущены, дабы вещь не сделалась рыночною» (РГИА. Ф.544. Оп.1, Д. 181. Л.96). Под оригиналом подразумевалось зеркало, уже отправленное в Петербург. Зеркало г. Доре числится в инвентаре Гатчинского дворца 1893 года под № 30: «Зеркало овальное бронзовое с фигурами путги». Согласно записи, оно относилось к личным вещам императрицы (в отличие от дворцового имущества) и находилось в Гостиной императрицы Марии Федоровны, – помещении, которое ранее числилось Большим Кабинетом вдовствующей императрицы Александры Федоровны. Итак, с февраля 1882 года зеркало находилось в Гостиной Арсенального каре Гатчинского дворца на первом этаже. Этот зал не был жилым, а входил в число парадных залов для приемов Марии Федоровны. Зимой и весной 1882 года здесь велись работы по благоустройству покоев для императорской четы. В это время Мария Федоровна жила в Аничковом дворце, и увидеть вновь приобретенное зеркало она могла не ранее лета, когда двор покинул Петербург и переехал в Гатчину. В 1885 году для парадных залов Марии Федоровны, в том числе и для гостиной, была заказана новая мебель, но зеркало оставалось на прежнем месте.
Номер на тыльной стороне изучаемого зеркала — «G6273) — соответствует инвентарю Гатчинского дворца, составленного уже при советской власти, – в 1928-1929 годах. Необходимо отметить, что в 1938 году по музейным вещам Гатчинского дворца был составлена новая инвентарная опись, однако в нем зеркало Г. Доре уже отсутствует. А значит, в период с конца 1920-х по 1938 год зеркало покинуло Гатчинский дворец, скорее всего, было продано. В творчестве Гюстава Доре известно всего несколько работ в области декоративно-прикладного искусства (ваза, часы). В них всегда присутствует огромное количество персонажей-фигурок (путти, мифологические существа), из которых мастер формирует замысловатую композицию. Каждая из таких работ выполнена с непревзойденным мастерством и фантазией. Рассматриваемое зеркало одна из наиболее удачных работ великого французского художника в подобном жанре.
Создание Гюставом Доре оригинального зеркала, которое заинтересовало саму императрицу Российской империи, вызвало живой резонанс в художественных кругах Франции того времени. Статью о зеркале с восторженным отзывом опубликовал в том же 1882 году парижский журнал La Monde Illustre (T.L. 1882. P.150. Ill. p.156). Оригинальная идея и искусная пластика множества фигурок делают зеркало выдающимся в своей области произведением. Представленное бронзовое зеркало Гюстава Доре имеет большую художественную ценность, но также и мемориальное значение, так как связано с Российским императорским Домом.