Модель около 1783, отливка 1801-1804, Россия, С.-Петербург.
Медальон овальный с оплечным профильным портретом Екатерины II, развернутой вправо. На голове шлем с орлом, держащим миртовую ветвь, над козырьком венок из лавровых и дубовых веток, связанных сзади бантом. На шлеме рельефная композиция, изображающая женскую фигуру с двумя играющими младенцами (аллегория милосердия?). Медальон помещен в золоченую рамку с накаткой мелким рубчиком. На лице императрицы еле заметная улыбка, волосы, спадают из-под шлема длинными локонами. Грудь и плечи задрапированы на античным манер, на плече пятигранная фибула. Литье плотное, без каверн и трещин. С тыльной стороны заметны следы выравнивания отливки. Поверхность тщательно обработана мельчайшей подробной чеканкой. Патина коричневая. Рельефному изображению, по-видимому, предшествовал бюст Екатерины I, почти полностью соответствующий портрету на медальоне. Бюст выполнен в глазурованном фарфоре и имеет подпись: «Rachette 1783». Бюст до революции находился в собрании княгини Шаховской, настоящее местонахождение неизвестно (С. Тройницкий. Собрание княгини Шаховской // Старые Годы. 1914. Июнь. С.7). Представление Екатерины в образе Минервы вполне соответствует эпохе начала 1780-х годов. К этому времени относится бронзовый бюст Екатерины-Минервы работы П. Ажи, тогда же Рашетт участвовал с Камероном и Львовым в создании новых интерьеров, в убранстве которых прославлялись все достоинства императрицы. Вполне логично, что вместе со скульптурным портретом Екатерины-Минервы Рашетт выполнил и его рельефный вариант.
В настоящее время известно несколько медальонов с портретом Екатерины II в образе Минервы, полностью или почти полностью совпадающих с изучаемым:
- Государственный музей-усадьба «Архангельское» – медальон из мрамора, без рамы
- Государственный Русский музей мраморный медальон в раме (из Смольного института)
- Там же медальон из гипса, в лепной раме и со следами раскраски (из собр. Е.Г. Шварца)
- Там же – медальон, поздняя гальванокопия, с плохо читаемой подписью Ж.-Д. Рашетта
- Государственный Эрмитаж – медальон восковый, выполненный в эскизной манере
- Там же – мраморный медальон в широкой раме золоченой бронзы (из собр. П.Ф. Карабанова)
- Петергоф – мраморный медальон в «чужой» раме (из недавних закупок)
- Государственный Исторический музей – медальон, отлитый в бронзе.
Еще несколько мраморных медальонов имеется в частных собраниях и мелких музеях. Как видим, большая часть медальонов выполнена из мрамора, и нет ни одного из фарфора, хотя Рашетт являлся модельмейстером Императорского Фарфорового завода. Объяснить это можно лишь тем, что все они были изготовлены в мраморном отделении, которое существовало при ИФ3 под руководством самого Рашетта и действовало с 1796 по 1804 год (Вольф Н.Б. Императорский Фарфоровый завод. 1744-1904. СПб., 2003. С.100, 116). Если исключить из этого периода павловское время (вряд ли при Павле I уместно было выпускать портреты его матери), то получается, что медальоны изготовлялись с 1801 по 1804 год. В эти же самые годы, – между 1801 и 1804-м, — Рашетт неоднократно публиковал в газетах объявления о продаже неких бронзовых бюстов Екатерины П. В распространении бронзовых бюстов и, наверное, не только их, Рашетт выступал как частное лицо, кооперируясь с кем-то из местных бронзовщиков и пользуясь резко возросшим спросом на подобную продукцию после смерти Павла. Эта коммерческая деятельность не имела отношения к Императорскому Фарфоровому заводу. Он использовал старые модели собственного изготовления, среди которых был и медальон Екатерины-Минервы. Рашетт, Жан-Доменик (Antoine-Jacques-Jean-Dominique Rachette, 1744-1809), – скульптор, француз по происхождению, академик и профессор Императорской Академии художеств.
В 1779 приглашен в Россию на должность модельмейстера Императорского Фарфорового завода. Освобожден от должности в 1804 году. По некоторым сведениям, в том же году покинул Россию, но вскоре вернулся обратно. Рашеттом создано множество моделей для изделий Фарфорового завода, но также он прославился созданием ряда портретных бюстов и статуй выдающихся личностей, а также аллегорических барельефов. Умер в 1809 в С.-Петербурге. Представленный медальон с портретом Екатерины II в образе Минервы связан с именем выдающегося мастера и относится к редким образцам русской декоративной бронзы рубежа XVIII – XIX веков. Подобные предметы встречаются на современном антикварном рынке крайне редко.