1881 г.,литейщик Ф. Барбедьенн, до 1892 года, Россия, Франция.
Чижов получил заказ на скульптурный портрет Александра II от его наследника – императора Александра III в апреле 1881 года.
Александр II изображен погрудно, голова не покрыта. Император облачен в сюртук с генеральскими погонами (с вензелем «А»). На шее крест прусского ордена Pour le Mérite (с фр. «За заслуги»), георгиевский крест 4-ой степени в петлице и звезда ордена Св. Георгия 2-ой степени («за службу и храбрость»).
Благодаря мастерству литейщика проработаны все мельчайшие детали и нюансы лепки скульптора, что позволило обойтись без сплошной прочеканки. Гладкие поверхности (ткань, лицо) обработаны тончайшим декоративным шабрением.
Через три месяца модель бюста в мягком материале была готова, 28 июля 1881 года Чижов обратился к президенту Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу с просьбой о закреплении за ним исключительного права пользования исполненного им бюста Александра II, «с тем, чтобы распространить его труд посредством слепков мог только он сам и тот, кого он, Чижов, уполномочит». Получив разрешение, Чижов закрепил свое право юридически. 26 августа того же года был составлен нотариально заверенный акт о принадлежности Чижову художественной собственности «на грудной бюст императора Александра ІI в натуральную величину в сюртуке с погонами…». Решение скульптора о закреплении за ним права на модель было обусловлено большим спросом на скульптурные изображения императора после его смерти. Чижов выполнял воспроизведения модели на протяжении ряда лет, и в разных материалах. Сначала это были просто гипсовые слепки (о сохранившихся экземплярах не известно), несколько экземпляров выполнено в мраморе (один из них сохранился в собрании Государственного Эрмитажа). Самые репрезентативные дорогие бюсты изготовлены из бронзы. Чижов поручил их отливку наиболее известному, если не самому лучшему из европейских литейщиков на то время знаменитому Ф. Барбедьенну в Париже. Это была дорогая продукция, и вряд ли французский бронзовщик изготовил их много. По крайней мере, на сегодняшний день других экземпляров чижовского бюста Александра с подписью Барбедьенна неизвестно. Сохранение же такого бюста в России, где при советской власти хранение монументального изображения императора было практически невозможно, является исключительно большой удачей.
Чижов, Матвей Афанасьевич (1838-1916), – скульптор, академик и действительный член императорской Академии художеств. Учился у Н.А. Рамазанова, Н.С. Пименова и П.К. Клодта. Являлся хранителем-реставратором скульптуры Императорского Эрмитажа, там же имел свою мастерскую. Создал ряд выдающихся монументальных и жанровых скульптур, в том числе бюсты принцу П.Г. Ольденбургскому, композитору М.И. Глинке, живописцу А.П. Боголюбову, поэту Н.А. Некрасову, памятники Александру II, Николаю І, Екатерине II.
Фердинанд Барбедьенн (Ferdinand Barbedienne, 1810-1892) основатель крупнейшей бронзолитейной фабрики в Париже, действовавшей с 1838 года. В 1839 года начал сотрудничать с Ашилем Колла. Продукция фабрики (бронзовая скульптура, вазы, канделябры, люстры, каминные часы и прочее), выполнявшаяся по моделям и проектам известных французских скульпторов того времени, экспонировалась на всех парижских Салонах и на большинстве международных индустриальных и художественных выставок. Поставлял изделия для большинства королевских домов Европы, в том числе известны покупки для российского Императорского двора, с 1892 года фирму возглавлял Г. Леблан-Барбедьенн (Gustave Leblanc-Barbedienne).